Предисловие

Во всем мире количество людей с различными нарушениями слуха неуклонно возрастает и, по данным специальных исследований, составляет от 5 до 12% от всего населения. Причинами этого являются: старение людей, шумовое загрязнение окружающей среды, распространение заболеваний, влияющих на функционирование органа слуха. Глухота и тугоухость стали одной из актуальных мировых проблем, негативно влияющих на качество жизни не только самих слабослышащих людей, но и членов их семей, а также общества в целом.

Эффективная реабилитация людей с тяжелыми формами тугоухости и глухоты является актуальной социальной и медицинской проблемой. От состояния слуха в значительной степени зависит качество жизни человека и особенно полноценное развитие слабослышащего ребенка. Современная высокая технология, внедренная в адаптивные цифровые слуховые аппараты (СА) и кохлеарные импланты (КИ), предоставила большинству их пользователей реальную возможность лучше слышать и общаться в различных акустических условиях.

Однако даже самая совершенная технология и реализующие ее устройства, если их применяют монаурально, т.е. на одном ухе, не могут в полной мере восстановить или улучшить универсальные и эффективные коммуникативные функции бинаурального слуха.

Природа не случайно наделила человека билатеральной слуховой системой. Чтобы хорошо, легко, надежно и комфортно слышать человеку в разнообразных условиях необходимо два уха с нормально развитыми физиологическими механизмами бинаурального взаимодействия в центральных отделах слухового анализатора. Бинауральный слух может нормально развиваться в первые годы жизни ребенка при условии постоянной билатеральной стимуляции, т.е. ребенок должен постоянно слышать окружающие его звуки не одним, а двумя ушами. При отсутствии билатеральной стимуляции коммуникативные навыки у человека не могут развиваться в полной мере. При слушании одним ухом также происходит депривация слуха. Это явление связано с ухудшением слуха на стороне нестимулируемого, обычно хуже слышащего уха. В результате неполноценного развития бинаурального слуха или депривации слуха на одном ухе нарушаются и соответственно ухудшаются коммуникативные возможности человека.

Сегодня в большинстве стран Европы и Америки билатеральная стимуляция органа слуха с использованием двух слуховых аппаратов или двух кохлеарных имплантов, как и бимодальная стимуляция с использованием кохлеарного импланта на одном ухе и слухового аппарата на другом (неоперированном) ухе, приняты в качестве стандартной технологии эффективной реабилитации пациентов с двусторонней сенсоневральной тугоухостью и глухотой. Благодаря этому, бинауральное слухопротезирование ежегодно проводится у большинства слабослышащих (70-80% от общего числа всех протезированных людей).

Количество пользователей двумя слуховыми аппаратами в Украине, как и в России, по нашим сведениям, ориентировочно составляет только 5-7% от общего числа слухопротезированных. Такое крайне малое количество бинаурально протезируемых людей в нашей стране вызвано рядом причин, среди которых следует особо выделить отсутствие в литературе полных и достоверных сведений о структуре, физиологии, стадиях развития бинаурального слуха, о показаниях и противопоказаниях, возможностях и преимуществах бинаурального слухопротезирования. В связи с этим у специалистов, а особенно у большинства пациентов, их родственников, а также у родителей слабослышащих и глухих детей практически отсутствуют звания об основных возможностях и достоинствах бинаурального слуха и о его значимости для нормального развития и обучения ребенка. В результате специалисты, пациенты и, главным образом, родители слабослышащего ребенка не всегда могут сделать обоснованный выбор в пользу бинауральных слуховых аппаратов. Как следствие, у ребенка не развиваются нормальные бинауральные коммуникативные навыки, необходимые для того, чтобы в будущем он мог уверенно, комфортно и безопасно общаться и получать радость от высокого качества жизни.