Адаптация к слуховому устройству

Любые устройства, искусственным образом восполняющие утраченные функции организма, требуют привыкания к ним. Сначала звучание аппарата для пользователя, как правило, является незнакомым или непривычным. Чтобы привыкнуть и научиться слушать, пользователю потребуется некоторое время и терпение. По окончании этого периода времени (времени адаптации) слуховое устройство станет постоянным спутником человека с нарушенным слухом. Однако процесс адаптации и привыкания к слуховому аппарату индивидуален для каждого человека и зависит от многих факторов.

  1. Знание возможностей и характеристик СА. Знание возможностей и характеристик СА играет огромную роль при проведении коррекции слуха, поскольку именно незнание порождает мифы о снижении слуха слуховыми аппаратами или, наоборот, вызывает завышенные ожидания и, как следствие этого, — разочарование пользователя.
  2. Желание слабослышащего человека пользоваться СА. Если человек не проявляет желания пользоваться слуховым аппаратом, а использует его только по принуждению родителей, родственников, то, скорее всего, он никогда не сможет в полной мере воспользоваться всеми возможностями современного СА.
  3. Причина, продолжительность и характер снижения слуха. Нарушение слуха имеет различную природу, начиная от наружного слухового прохода и до коры головного мозга. От причины и локализации нарушения слуха зависит способность человека адаптироваться к слуховому аппарату. Чем ближе к центральным отделам слухового анализатора располагается поражение в органе слуха, тем сложнее, как правило, человеку пользоваться слуховым аппаратом.
  4. Возраст и активность пациента. В большинстве случаев, чем моложе пользователь СА и чем активнее его образ жизни, тем быстрее он начнет пользоваться слуховым аппаратом и может быстрее адаптироваться к новому звучанию окружающего мира.
  5. Период времени от начала снижения слуха до момента подбора СУ. Чем больше период времени с момента первых признаков снижения слуха ребенка до момента начала пользования СА, тем большее количество слуховой информации забывается, и тем более длительным будет процесс привыкания к слуховому аппарату.

Ниже представлен упрощённый алгоритм процесса адаптации к СА.

Этапы адаптации

ЭТАП 1. Первые слуховые ощущения, знакомство с новым миром звуков.

После первой настройки слуховой аппарат должен усиливать звук таким образом, чтобы пациенту были комфортно слышны все звуки и при этом они не вызывали неприятных ощущений. Для начинающего пользователя СА звуки кажутся незнакомыми (другими), и поэтому каждый из них требует особого внимания. На этом этапе в качестве помощи слуху необходимо пользоваться зрением. Каждый звук имеет свой зрительный образ, и этот образ служит дополнительной опорой слуховым ощущениям пациента. Начинающему пользователю слухового аппарата каждый незнакомый, неслышимый ранее звук будет казаться шумом слухового аппарата.
Так, например, часто встречающаяся жалоба пациентов «Все вокруг шумит», может быть вызвана тем, что подошвы шуршат, часы тикают, а вентиляторы гудят и т.д. Пользователь СА должен осознать присутствие источников разнообразных звуков, как бы заново «увидеть» их и постепенно привыкнуть к новому звучанию.

С чего следует начинать адаптацию к СА? Вначале необходимо включать слуховой аппарат на относительно короткое время, лучше всего в привычной для пациента обстановке. Таким образом ему будет легче узнавать знакомые звуки и определять, откуда они доносятся. При этом, в первую очередь, пациенту необходимо привыкнуть к постоянному присутствию СА в ухе и к восприятию звуков большей громкости.

Пациенту не следует торопиться в процессе адаптации к СА, поскольку чрезмерное рвение ведет к усталости, дискомфорту и разочарованию. Оно может пагубно сказаться на процессе привыкания. Постепенно период времени, в течение которого пациент будет пользоваться слуховым аппаратом без усталости и напряжения, будет увеличиваться. Тогда он начнет осваивать аппарат в более сложной звуковой обстановке: на работе и в общественных местах.

Чтобы облегчить период привыкания к СА, специалист обычно рекомендует пациенту ежедневно выполнять несколько несложных упражнений, например, выполнять следующие действия и прослушать образующиеся при этом звуки:

  • Бросьте на стол монету;
  • Скомкайте листок бумаги;
  • Позвените ключами;
  • Постучите по столу пальцем;
  • Постучите по столу карандашом;
  • Постучите по столу кулаком;
  • Пошаркайте ногами;
  • Пошелестите бумагой;

ЭТАП 2. Разговор с одним собеседником и привыкание к восприятию собственного голоса, к голосам родных и знакомых людей.

Голоса всех людей звучат по-разному (бас, баритон, сопрано, контральто, тенор, фальцет и т.д.), поэтому необходимо привыкнуть к звучанию каждого голоса. Наиболее успешно обучение восприятию речи происходит при совместном чтении книги вслух. Пациент следит глазами за текстом, который читает его собеседник. В данном случае информация, воспринимаемая на слух, находит еще и зрительное подтверждение.

Адаптации хорошо помогают беседы один на один в тихой обстановке, при этом пациент должен следить за лицом и движением губ собеседника. Для занятий необходимо найти тихое место. Чтобы правильно установить уровень громкости СА, посчитайте вслух обычным голосом от 1 до 10 и добейтесь комфортного восприятия своего голоса.

ЭТАП 3. Разговор с несколькими людьми и узнавание голоса из множества окружающих голосов.

Даже похожие на первый взгляд голоса людей отличаются какими-либо признаками, т.е. характерным лишь для конкретного человека звучанием. Очень важно уметь выделить из множества голосов окружающих нас людей голос нужного собеседника. Для лучшего понимания речи собеседника при общении нескольких человек необходимо научиться отличать голос одного собеседника от другого.

Для этого нужно сыграть в простую игру: пациент садится между двумя мужчинами с очень похожими голосами и, не глядя на них, следит за беседой. Пациент должен стараться понять не то, что они говорят, а кто именно говорит. В результате пользователь слухового аппарата учится улавливать голос конкретного человека.

ЭТАП 4. Просмотр телевизора в прослушивание радио.

Для нормально слышащего человека задача распознать искаженный звуковой сигнал - несложная проблема, но у человека с нарушенным слухом это может вызывать существенное затруднение. Поэтому необходимо сначала привыкнуть к звучанию натуральных звуков в слуховом аппарате, а затем привыкать к звучанию звука от телевизора, радиоприемника и других электроакустических устройств.

Включите радио или телевизор и попросите кого-нибудь из родственников настроить его на громкость, обычную для человека с нормальным слухом, При этом необходимо выбрать телевизионную программу, в которой текст читает ведущий, так как дикторы обычно имеют четкое и выразительное произношение.

ЭТАП 5. Распознавание речи на фоне шума. Привыкание к сложным слуховым ситуациям.

Сложной называется такая акустическая ситуация, в которой речь, подлежащая распознаванию, замаскирована другими окружающими звуками. Такими звуками могут быть: шум уличного транспорта, множество голосов в кабинете, шум цехового оборудования и т.д. Также сложной называется та ситуация, в которой пользователь слухового аппарата обязан понять каждое слово, так как от этого может зависеть качественное выполнение им профессиональных обязанностей или карьера.

Переходить к использованию слуховых аппаратов в сложных ситуациях можно только после того, как были успешно пройдены все предыдущие этапы привыкания. Последовательные действия по освоению слухового устройства позволяют реально оценить возможности слухового аппарата и понять, насколько полно можно его применять в повседневной жизни.